Рубрики

Мы идем в первый класс -а готовы ли к обучению ?

Дошкольники

Здравствуйте уважаемые читатели! В этой статье я расскажу о том, что такое психологическая готовность к обучению в школе, и поверьте, это не тест о навыках чтения и писания. Этот метод применялся мной и моими друзьями, и он реально помогает восстановить контакт с ребенком и понять чувства первоклассника, готовность сделать первый шаг во взрослую жизнь.

Быть готовым к школе – значит быть готовым учиться

Когда малыш достигает шестилетнего возраста, многие родители начинают задаваться вопросом, стоит отдавать его в школу или лучше подождать еще год... И тут нет однозначного ответа.

Знаете ли вы критерии, что позволяют провести адекватную оценку подготовленности ребенка к новой жизни? Такие критерии существуют, и по-научному называются школьной зрелостью или психологической готовностью ребенка к школе.

Психологическая готовность к школе, что это?

Когда-то я тоже думал, что школьная зрелость – это когда ребенок достигает 6 лет и может идти в первый класс. Но, как оказалось, ребенок готов к школе тогда, когда способен принимать активное участие в школьном обучении и правильно воспринимать информацию.

Здесь учитывается и готовность к сотрудничеству со взрослыми, принятие авторитета учителя. Если психическое развития дошкольника таково, что он не может воспринимать освоение программы первоклассника, то его считают не подготовленным к урокам. Степень развития не соответствует программному материалу, и ученик сразу попадает в сегмент отстающих. Но и это далеко не главный показатель…

Первый класс. На что важно обратить внимание?

Главная задача первых четырех лет обучения – не только чтобы ребенок приобрел определенные знания и навыки, но проявил свою социальную активность. Важно, чтобы после перехода в старшую школу он:

  • проявлял интерес к учебе;
  • умел учиться;
  • стал уверенным в собственных силах и отстаивал свою правоту;
  • чтобы он мог сформировать стратегию к обучению, отработать навык усидчивости, верить в свои силы, а для этого нужно стремление.

Успешный опыт обучения в первом классе и начальной школе – ОЧЕНЬ важный фактор. Поэтому, родителям необходимо позаботиться о выборе школы, требования которой соответствовали бы навыкам и возможностям их ребенка.

Когда говорят о возможностях малыша, имеется в виду не только его интеллектуальное развитие.

Виды психологической подготовки к школе бывают разными. Вы обращали внимание, что после трех лет у ребенка формируется личность? К шести годам он должен быть в меру самостоятельным, способным организовать свой досуг и времяпровождение. Должен уметь общаться со сверстниками, соблюдать субординацию со старшими. Также должен мотивировать себя к обучению, и в этом вопросе нельзя сбрасывать со счетов помощь родителей.

Ребёнок  должен быть эмоционально подготовленным к новому режиму дня: рано вставать, ходить на занятия, делать домашнее задания, участвовать в разных кружках.

Обратим внимание на все составные компоненты готовности к школе:

  1. Социальная готовность к школе – ребенок должен понимать, что он – полноправный член общества со своими обязанностями и правами. Тут важно общение со сверстниками, где демонстрируются все скрытые личностные качества.
  2. Отношение к школе. Ребенок должен научиться следовать и жить по правилам нового ритма, вовремя приходить на первый урок, выполнять домашние задания.
  3. Отношение к педагогам и процессу обучения. Важно чтобы ребенок правильно воспринимал урок, уважал учителя. При этом он должен понимать, что во время занятий исключены эмоциональные контакты, запрещено разговаривать, перебивать, выскакивать и выходить из класса. Ребенок должен задавать вопросы по сути предмета, предварительно подняв руку.

Дети, что подготовлены в этих вопросах к первому классу, адекватно реагируют на задания учителя, они исполнительны и не срывают уроки.

Личностная диагностика проводится к навыкам, к работе, ее результативности. Ребенок должен уметь адекватно себя оценить. Завышенная самооценка ставится причиной неправильной реакцией на замечания педагога. Думаю, с таким вам приходилось сталкиваться в детском саду. В результате ребенок может сказать, что "учитель плохой ", «в школе все злые» и т.д. Школьник должен научиться сам давать оценку своему поведению. Да, это сложно, но такие личностные качества должны встраивать ему вы, еще с момента первых лет.

Обращая внимание на мотивационную готовность ребенка к первому классу, идет речь о побуждении к учебному процессу. Вы должны заинтересовать его каждый день узнавать что-то новое. Как это сделать? Рассказывать о плюсах уроков, пробуждать мотивацию к развитию. Уроки не нужно заставлять делать. Правильнее будет обратить внимание, что так удастся получить похвалу учителя, стать примерный учеником, получить хорошие отметки, заслужить авторитет в классе.

Главное – научить первоклассника доводить начатое до конца. Поверьте, этот навык станет очень полезным в будущем. Вы спросите: «должны родители включаться в этот процесс?» Ответ однозначный – да. Иногда в качестве поддержки нужно эмоционально подбадривать ученика, вселяя веру, что у него все получится. Такое общение с первоклассником, позволяет сформировать правильную мотивацию к моменту его поступления в школу.

Пробуждение воли

Ребенок должен научиться контролировать свое поведение. Быть способным длительное время сосредоточенно слушать урок . Преодолевать желание поиграть или пообщаться с соседом за партой. Для этого важно развитие произвольности. Простыми словами – это умение ребенка осознанно контролировать свое поведение, когда у него есть определенное намерение и цель.

Думаю, многие читатели моего блога замечали по своим детям, что к четырем годам они начинают больше контролировать себя, эмоции, желания. К шести годам у них уже сформированы грани и нормы поведения. Они знают, что допустимо, а что нет.

Изучая эту тему, я обратил внимание на современные исследования психологов по развитию произвольного поведения. Оно напрямую зависит от мотивации и осознанности ребенка. Он должен знать ответ, зачем вы отправили его в школу.

Говорите с детьми, объясняйте, если они не поймут сегодня, поймут завтра.

Обучение по образцу

А ваши дети складывают пазлы? Знаю некоторых семей, где родители мало уделяли времени детям и не играли с ними. Игра – это не только машинки и магазин, но и пазлы.

В последние годы увеличилось количество детей, что не справляются с заданиями по образцу. А именно на таком аспекте обучения основана программа первоклассников.

С одной стороны, здесь играют немаловажную роль мотивационные аспекты. Это нежелание реализовывать трудные схожие между собой задания, безразличие и недооценка труда .  С другой стороны, с учебой в первом классе плохо справляются дети, которые не используют методы диагностики и работу по образцу.

Изученные мною исследования показали, что дети, которые плохо учатся — не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам . Не выкладывали мозаику, не собирали пазлы, конструкторы по нарисованным картинкам . Никогда не разрисовывали шаблонные рисунки.

Популярная сегодня игра в пазлы научит работать по образцу, но не всегда. Ведь вы наверняка замечали, что один ребенок сначала сложит контур, и только потом середину. Другой будет раскладывать пазлы по оттеночной гамме. Он прорисует фон, сгруппирует элементы. Если он установит свою схему и будет двигаться по ней – это работа по образцу. Но если каждый раз он будет складывать картинку методом проб и ошибок – стоит показать ему новую тактику игры.

Игра по правилам

В школе будет тяжело ребенку, который не научился учитывать правила игры, а точнее следовать им и подчиняться. Особенно это проявляется при игре в сюжетно-ролевые игры.  Такой первоклассник без особого труда примеряет на себе роль ученика. Если ему нравится в первом классе, он выполняет правила, на которые указал учитель.

Вы не знаете, как реализовать это на практике? Не переживайте, поиграйте в больницу, магазин, меняйтесь ролями, не бойтесь выглядеть смешно. Главное – построить дружеские отношения с первоклассником, тогда он будет стараться играть по правилам.

Если вам была интересна эта статья, и вы хотите продолжения (а поверьте, мне есть что рассказать). Подписывайтесь на мой блог, здесь я всегда поднимаю острые и актуальные темы.

Оставить коментарий
обязательные поля помечены *
:p :-p 8) 8-) :lang: :lol: =( :( :smile5 :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1:
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности